Уже много десятилетий табачные компании
применяют изощренные и циничные методы вовлечения молодежи в употребление
табачной и никотиновой продукции и тратят на это значительные ресурсы. Из
внутренней документации таких компаний можно узнать о том, что они вербуют
новое поколение любителей табака при помощи целого ряда всестороннее изученных
и тщательно выверенных приемов, от дизайна продукции до маркетинговых кампаний,
призванных обеспечить приток новых, молодых потребителей на смену миллионам
людей, ежегодно умирающих от связанных с табаком болезней.
Как производители табачных и
никотиновых изделий манипулируют молодежью?
- Использование
в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодежи
ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и
сахарной ваты, отвлекающих внимание от рисков для здоровья и служащих поводом
попробовать такие изделия
- Стильный
дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко носить с собой и можно
принять за что-то другое (например, если изделие имеет форму флеш-карты или
конфеты);
- Продвижение
якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при
отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений
- Стимулирование
сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со
знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов,
спонсируемых брендами
- Маркетинг
в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в том числе путем
размещения продукции вблизи кондитерских изделий, снеков или прохладительных
напитков для обеспечения их заметности в зонах, где часто находятся молодые
люди (сюда также относится предоставление магазинам рекламных материалов и
торговых витрин)
- Поштучная
продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий вблизи школ,
удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной и никотиновой продукции
- Скрытая
реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых
трансляциях
- Размещение
в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с
ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек и создание мотивов для
нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним
- Подача
судебных исков, призванных ослабить самые различные антитабачные нормы и
правила, в том числе касающихся размещения предупреждений, демонстрации
продукции в точках продажи, а также ограничения ее доступности для детей и
сбыта детям (и особенно запрещающих продажу и рекламу табачных изделий вблизи
учебных заведений).
Но какие бы манипуляции не использовали
производители, статистика печальна. По данным Всемирной организации
здравоохранения в 20-м веке табак стал причиной 100 миллионов смертей. Табак
убивает до половины употребляющих его людей. Ежегодно табак приводит к почти 6
миллионам случаев смерти, около 600000 из которых – среди некурящих людей,
подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма (пассивные курильщики).
90% случаев практически неизлечимого рака
легкого и 80% рака гортани — результаты курения. Из 100 случаев туберкулеза 95
приходится на курильщиков. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают
стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка. Ежегодно в мире отмечается до 10 млн. случаев
бронхиальной астмы, непосредственно связанных с пассивным курением. Таким
образом, табакокурение из частного дела превратилось в серьезную угрозу
здоровью на национальном уровне.
Во Всемирный день без табака 2020 г. в ответ на систематические,
агрессивные и упорные усилия производителей табака и никотина по воспитанию
нового поколения потребителей табака будет проводена антимаркетинговая
кампания, призванная побудить молодежь присоединиться к борьбе против большого
табачного бизнеса.
Статистические данные опросов населения
показывают, что около 70% постоянно курящих людей хотели бы бросить курить.
Однако самостоятельно отказаться от курения для многих очень трудно, что
определяется никотиновой зависимостью и другими патофизиологическими
механизмами воздействия табака. Поэтому роль врача в помощи желающим бросить
курить приобретает жизненно важное значение. Медицинские работники должны быть
ключевым звеном в противодействии табакокурению.
Стратегическая задача медицинских
работников – изменение отношения населения к курению, осознание грозной опасности
этой страшной привычки для здоровья и жизни человека, формирование в обществе
нетерпимого отношения к курению. Это кропотливая, сложная и длительная работа,
без которой нельзя рассчитывать на долгосрочные позитивные изменения в
уменьшении распространенности курения.
Рекомендации ВОЗ
медицинским работникам.
Около 80% курящих людей ежегодно
встречаются с врачами различных специальностей. Опыт стран, успешно проводящих
борьбу с курением, доказывает, что значимый вклад в отказ от курения вносят медицинские
работники первичного звена здравоохранения. Учреждения первичной
медико-санитарной помощи являются оптимальным местом для выявления активных
курильщиков, формирования мотивации отказа от курения и оказания необходимой
медицинской помощи. Врачи и медицинские сестры чаще других контактируют с
населением и имеют возможность влиять на привычки и поведение человека.
Известно, что 2% пациентов бросают курить после одной квалифицированной
врачебной консультации. Эти, на первый взгляд, незначительные, проценты
означают, что тысячи людей откажутся от сигарет.
Поэтому в рекомендациях ВОЗ
подчеркивается, что:
-каждый
медицинский работник несет ответственность за борьбу с эпидемией курения;
-прекращение
курения – не только вопрос профилактики; его нужно рассматривать как одно из
назначений пациенту при лечении различных заболеваний и реабилитации;
-медицинские
работники должны быть примером для пациентов в отказе от курения.
Медицинским работникам первичного звена
здравоохранения необходимо направить усилия на устранение трех основных
препятствий в отказе от курения:
-недостаточной
информированности населения и каждого пациента о последствиях курения;
-отсутствия
личной мотивации на отказ от курения;
-сформировавшейся
никотиновой зависимости.
Особое
внимание необходимо уделять:
-подросткам,
-беременным
женщинам и женщинам, планирующим иметь детей,
-людям, в семье
которых есть новорожденные и маленькие дети,
-людям с
повышенным артериальным давлением и уровнем холестерина в крови, сердечно-сосудистыми
заболеваниями, болезнями периферических артерий и органов дыхания, тем, кому
предстоит операция.
Медицинским работникам первичного звена
здравоохранения рекомендуется:
-расспрашивать
всех пациентов об их привычках в отношении курения;
-вносить в
амбулаторную карту информацию о том, является ли пациент курильщиком или нет;
-советовать всем
курильщикам бросить курить;
-помогать
пациентам, готовым к отказу от курения, в составлении плана устранения этой
привычки;
-оценивать
степень никотиновой зависимости;
-обеспечивать
постоянный контроль за бросающим курить, а в случае возобновления курения –
убеждать в том, чтобы пациент попытался вновь отказаться от курения;
-по желанию
пациента направлять его в специализированные учреждения.
По
всем вопросам лечения никотиновой зависимости можно обращаться к врачу
психитру-наркологу по месту жительства или в УЗ «Витебский областной
клинический центр психиатрии и наркологии» (тел. 60 45 76).